Начиная с 19 сентября 2011 года вступили в действие ряд нововведений, касающихся обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Был отменен ІІ и ІІІ тип полисов, возросла их стоимость, установлен единый перечень документов, которые страховая компания имеет право потребовать от страхователя, изменен внешний вид полиса гражданской ответственности. Но основным и самым существенным новшеством является, введение в эксплуатацию европротоколов. Зачем нужен этот самый протокол? В каких случаях его необходимо применять? С этим и рядом других вопросов мы попытаемся сегодня разобраться.
Что такое европротокол?Европротокол – это специальный бланк, унифицированного образца, который участники ДТП заполняют прямо на месте аварии. Заполненный европротокол в дальнейшем будет служить основанием для выплаты страховой компанией возмещения потерпевшему страхователю.
Основное его преимущество в следующем: заполнив европротокол, участники дорожно-транспортного происшествия освобождаются от обязательного вызова на место ДТП сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, внедрение европротоколов должно обеспечить более быстрое оформление страховых случаев без привлечения сотрудников ГАИ и, как следствие, разгрузить дороги .
Как использовать европротокол?Теперь предположим, что Вы являетесь одним из участников ДТП и Ваш полис, также как и полис второго участника, предусматривает возможность использования европротокола. Сразу отмечу, что и данный полис, и европротокол всегда должны быть у Вас с собой в машине.
Использовать европротокол Вы имеете право только в тех случаях, если не нарушено ни одно из нижеперечисленных условий:
1. у всех участников происшествия отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или любого другого опъянения;
2. в результате ДТП пострадали только транспортные средства и нет травмированных или погибших людей;
3. все участники присутствуют на месте события;
4. все участники дорожно-транспортного происшествия пришли к согласию касательно причин и обстоятельств данного ДТП.
Только при соблюдении всех этих условий можно приступать к заполнению европротокола; если же хотя бы одно из этих условий не выполняется – на место аварии необходимо вызывать сотрудников ГАИ.
Определяем размер ущербаИспользовать европротокол разрешается только в тех случаях, когда сумма возмещения поврежденного транспортного средства не превышает 10 000 гривен. И здесь возникает вопрос: какое количество автолюбителей в Украине способны безошибочно "на глаз" определить сумму ущерба, причиненного их автомобилю?
Подозреваю, что этот процент точно не 100% от общего числа водителей. Ладно, если это небольшое повреждение, скажем, бампера автомобиля и его необходимо покрасить. В среднем, покраска одной детали автомобиля на СТО стоит около 1300-1500 гривен, и такое повреждение можно оценить на первый взгляд.
Но если повреждения более серьезные, насколько возможно не профессионалу понять сумму ущерба? Будет она 9 000 или 11 000 гривен? А ведь превышение лимита суммы ущерба в 10 000 гривен является причиной отказа для страховой компании.
Если же Вы все-таки сомневаетесь и не до конца уверены в том, что Вы правильно оценили сумму ущерба – или звоните на СТО и уточняйте расценки на ремонт Вашего автомобиля, или вызывайте ГАИ и будете спокойны в том, что Вы получите свои деньги от СК.
Заполняем европротоколПосле того, когда Вы проверили наличие полиса, выполнили все условия, определили размер ущерба, настало время для, заполнения самого европротокола.
В этом нет ничего сложного, просто внимательно читайте те пункты, которые Вы заполняете и разборчивым почерком вписывайте требуемую от Вас информацию.
Если же все-таки во время заполнения у Вас возникнут какие-либо вопросы – прочитайте "Информационно-разъяснительные материалы касательно Уведомления о дорожно-транспортном происшествии", которые Вам должен выдать сотрудник страховой компании вместе с самим европротоколом при оформлении полиса гражданской ответственности.
После заполнения один экземпляр европротокола остается у Вас, второй Вы можете отдать другому участнику ДТП. Два экземпляра являются идентичными и имеют одинаковую юридическую силу.
После того, как Вы заполнили европротокол, отдали один экземпляр второму участнику, можете покинуть место события и направится в свою страховую компанию для подачи документов и оформления страхового события.
Как быть с КАСКО?Последнее (и очень важное), что хотелось бы отметить: если Ваш автомобиль застрахован не только по полису гражданской ответственности, но и по договору добровольного страхования наземного транспорта КАСКО, заполнение европротокола не освобождает Вас от необходимости вызывать на место события сотрудников правоохранительных органов по этому договору.
Проверьте – скорее всего это является по обязательным по договору для выплаты страхового возмещения
(а при наличие второго участника ДТП, что происходит всегда при срабатывании "гражданки" – вызов ГАИ по договору КАСКО является обязательным в 99% случаев).
Таким образом, сегодня мы обсудили как, когда и при каких условиях можно использовать европротокол, а когда он остается просто бумажкой, не имеющей никакой юридической силы.
Введение практики использования европротоколов является, позитивным новшеством на страховом рынке Украины, но, безусловно, требует еще накопления практического опыта использования европротоколов владельцами транспортных средств на дорогах Украины.