По официальной версии, 60-летний адвокат Кисилевич умер от сердечного приступа. В его гибели Кучма фактически обвинил следователей. Стоя на пороге Генпрокуратуры, Кучма заявил, что следствие должно взять на себя «определенную часть ответственности за то, что этого прекрасного человека не стало». Кучма называл Кисилевича своим соратником. Ранее он не работал на громких политических процессах.
За свою обвинительную речь Кучма поплатился. Ему, находящемуся на подписке о невыезде, тут же аннулировали ранее выданное разрешение на поездку в Москву — празднование Дня космонавтики и 50-летия первого полета человека в космос. Кучму пригласило Федеральное космическое агентство России как бывшего гендиректора завода «Южмаш».
Ситуацию спас первый заместитель генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин. Он собрал пресс-конференцию и сообщил, что Кучму в Москву все же пустят. Он должен вернуться через два дня и ознакомиться с результатами недавних экспертиз «пленок Мельниченко». Именно они — база для обвинений Кучмы в превышении служебных полномочий и причастности к убийству Георгия Гонгадзе. Уже сейчас Кучма заявил, что экспертам, которые сделают однозначное заключение о достоверности пленок, нужно будет выдать Нобелевскую премию.
Генеральная прокуратура решила не только вопрос поездки Кучмы, но и судьбу экс-премьера Юлии Тимошенко. Против нее отрыли третье уголовное дело по факту превышения власти и служебных полномочий во время подписания в 2009 году газовых контрактов Украины и России. Первые два касались растраты денег, полученных Украиной в рамках Киотского протокола и махинаций при закупке машин для «скорой помощи».
По данным следствия, Тимошенко нанесла стране ущерб в $200 млн. В следственную группу, изучающую этот вопрос, вошли представители Министерства внутренних дел, Генпрокуратуры и СБУ. Сейчас Юлия находится на подписке о невыезде. По словам Рената Кузьмина, следователь может изменить ей меру пресечения.
Не обошла прокуратура своим вниманием и столичных чиновников. Открыто уголовное дело относительно лидера фракции Блока Черновецкого Дениса Комарницкого и зятя Черновецкого, депутата Киевского горсовета Вячеслава Супруненко. Их обвиняют в совершении разбойных нападений. Комарницкий задержан, Супруненко в розыске. По словам Кузьмина, его ищут в Европе.
Генпрокуратура обнародовала и главную новость дня — Виктор Ющенко не был отравлен. Об этом Кузьмин рассказал «Известиям в Украине»: «По уголовному делу нет достаточных доказательств, которые бы подтверждали отравление экс-президента Ющенко. По делу есть доказательства, что диоксин в крови не был обнаружен. Учитывая такие различные данные различных экспертиз, следователь просто обязан устранить эти противоречия. Единственный способ — проведение повторной экспертизы крови и сравнение ее с кровью, которая исследовалась ранее. Только так можно ответить на все интересующие вопросы. Если Виктор Андреевич не сдаст кровь, мы будем вынуждены прекратить уголовное дело по факту отравления. У Ющенко есть пробирка с кровью, которую у него отбирали пять лет назад. Эту кровь хранил его охранник, а потом передал Виктору Андреевичу. Именно ее мы просим Ющенко выдать для исследования. И сдать свою кровь сегодня».
О ЧЕМ ТИМОШЕНКО ДОГОВОРИЛАСЬ В 2009 ГОДУ19 января 2009 года глава правления «Нафтогаза Украины» Олег Дубина и руководитель «Газпрома» Алексей Миллер подписали контракт купли-продажи газа на 2009—2019 годы. Условия контракта предусматривали, что стороны будут рассчитывать стоимость газа по формуле, привязанной к мировым ценам на нефть. В соответствии с контрактом, седьмого числа каждого месяца должна осуществляться оплата за российский газ, поставленный в предыдущем месяце. Также «Газпром» и «Нафтогаз» с 1 января 2010 года перешли к ценообразованию на газ и формированию транзитного тарифа в полном соответствии с европейскими стандартами.
В апреле 2010 года Россия согласилась предоставить Украине скидку на газ в $100 за тысячу кубометров от формульной цены, если последняя превышает $330 за тысячу кубометров, и на 30% — если меньше. Новое руководство Украины назвало данное соглашение кабальным, а установленные в нем цены катастрофическими для страны.